Детское творчество
Как самопомощь и прививка от навязчивого потребления

Автор статьи Ирина Млодик
В нынешнем нарциссическом обществе, где задачи раннего развития и обучения затмевают тревожному родителю взор на реальные потребности детей, так бывает трудно убедить взрослых в том, что потребность в творчестве — такая же естественная и неотъемлемая потребность, как и все остальные.


Более того, заглушить или покалечить творческое развитие ребёнка, его креативный потенциал легко, а вот с последствиями такого обращения с заложенным в каждом ребёнке неисчерпаемым ресурсом и родитель, и ребёнок могут столкнуться значительно позже.


Процесс творчества на символическом уровне несёт в себе столько важных функций:

– это средство для самовыражения и самопроявления;
– это и функция созидания продукта, творения, это возможность выдать, отдать;
– это и практика упорядочивания — способность творить из хаоса структуру;
– это самотерапия и самопомощь;
– это смыслообразование, профилактика от депрессии.


Недооценивать важность этого процесса для развития ребёнка или просто человека было бы даже странно. Оставшаяся с нами после окончания детства наша способность творить — это лучшая профилактика против неутолимой жажды потребления. Ведь альтернатива значительно интереснее — возможность наполнять свою жизнь процессом творчества и его результатами, возможность ощущать смысл своего бытия, испытывать от жизни удовлетворение, творя и созидая.


Не менее важно и то, что творя, ребёнок или взрослый соприкасается с глубинными, глубоко символическими, бессознательными слоями своего «Я». Ведь для того, чтобы проявиться, чему-то требуется сначала «появиться» внутри как идея, потом «оформиться», то есть приобрести форму, воплотиться, а потом «назваться», то есть дать своё название воплощённому, потом быть замеченным и отражённым в чьём-то интересе и обсуждении, а если весь процесс ещё и завершается чувством присвоенности и удовлетворённости, то будьте уверены, что ваша психика совершила бесценную для вас работу.



Детское творчество как самотерапия



Для детей творческие занятия — это ещё и безусловная самотерапия. С детьми происходит так много всего в течение их бесконечного дня! Далеко не всё оказывается в поле нашего зрения — что-то ребёнок может намеренно нам не рассказывать, а когда-то и у нас не будет сил на вовлечённость в его жизнь и участливое внимание. Вот тогда-то и приходит ребёнку на помощь его собственная возможность творить. Любая игра, рисунок, слепленные из пластилина или из глины фигурки, детские спектакли, сценки, фантазии, придуманные сказки, сочинённые истории — бесконечны формы проявления детской способности помогать себе самому.


При условии, конечно, если в этот процесс не начинает вмешиваться не понимающий важности разворачивающегося перед ним таинства родитель, который скажет, что «солнце зелёным не бывает», или что «слоны обычно больше черепах», или «какой кривой дом у тебя получился», или «ну и почему ты всё время рисуешь принцесс, как маленькая».


Родителю почему-то кажется, что «правильность» рисунка значительно важнее его глубинного бессознательного смысла и самого процесса — появления результата работы детской психики в виде арт-объекта. Взрослым часто так трудно объяснить, что в психике нет «правильного» и «неправильного», есть только «очень важное», чем ещё и не каждый ребёнок поделился бы, знай он, какая участь уготована его творению перед очами критикующего родителя.


В творческой самотерапии ребёнка важна не чёткость линий или аккуратность наклеенного коллажа, а лишь посыл, глубоко спрятанный смысл, зашифрованный в его арт-послании. Если ребёнок захочет вам рассказать о том невероятном мире, который он развернул перед вами, то от вас требуется только внимание, проявление интереса, расширяющие вопросы, к примеру: «А вот я вижу в углу ещё и вот это, а что же это такое?». И более ничего, никаких комментариев к качеству рисунка, к его художественной ценности, к странности его сюжета. Важно не давать оценок, никаких — ни положительных, ни отрицательных. Это непросто, но чрезвычайно важно — не оценивать самотерапевтическую работу ребёнка. Только проявить интерес и понимать, что с вами поделились чем-то очень важным, даже если вы не в состоянии понять, чем именно.


Если вы почувствовали, что послание, которое несёт арт-объект вашего малыша, какое-то тревожное, своего рода крик о помощи, лучше отвести его к психологу, нежели пытаться самому интерпретировать рисунок или накачивать ребёнка «позитивом», не разобравшись в его актуальном состоянии.


В принципе, часто сама возможность выразить то, что внутри, уже является терапевтической, то есть целебной. Но то, что ещё может сделать грамотный психолог или родитель, — помочь ребёнку расшифровать его послания. Дети нуждаются в отзеркаливании, им важно научиться понимать самих себя. В таком случае для них бесценно научиться понимать, что моё ощущение и отражённый на моём рисунке сюжет — это я тревожусь. А вот так может выглядеть мой страх — те самые монстры, что мерещатся мне, когда я не могу заснуть. А вот так мне хотелось бы разбомбить всех своих врагов, всех, на кого я сегодня разозлился, потому что я всегда злюсь, когда ощущаю себя как во вражеском окружении.



Детское творчество как психологическая защита



Если вы организуете ребёнку возможность для творчества главным образом для того, чтобы иметь возможность гордиться его успехами, то в ваших реакциях на детское творчество будет неизбежно звучать много оценок.


Дети действительно часто творят для того, чтобы порадовать родителя. Иногда какое-то его творение — единственная возможность услышать что-то положительное в свой адрес. В этом виде творчества нет самотерапевтического эффекта, потому что в данном случае ребёнок будет пытаться угадать ожидания взрослых и будет стремиться им соответствовать.


В этом случае дети заставляют творческий процесс служить их очень важным детским задачам по получению родительского внимания, признания, похвалы. Поначалу ребёнок будет даже рад такой появившейся возможности. Но мы хорошо знаем, что творчество, поставленное на поток, подчинённое, сплетённое с ожиданиями и долженствованиями, теряет свою силу и вдохновенность. Ни вам, ни ребёнку вскоре будет совершенно не нравиться то, что он создал или нарисовал ради чего бы то ни было другого, кроме как горячего желания просто рисовать.


Творчество не терпит неправды и эксплуатации. Только внутренняя жажда способна создать шедевр. И любой — хоть ребёнок, хоть взрослый — легко отличит шедевр, созданный вдохновением, от творческого продукта, выполненного пусть даже с великим старанием, но ради других целей, из других мотивов, пусть даже и таких важных, как понравиться своей маме.


Дети, чьи таланты нарциссичные родители начинают активно эксплуатировать, быстро теряют свои гениальные способности, взамен приобретая психологические проблемы, опустошённость и ощущение использованности.


Таким образом, если творчество в любом виде и проявлении будет вами восприниматься как часть самопроявления вас или ваших детей, как естественный процесс, сопровождающий любое дело в вашей жизни — от приготовления борща до записки, оставленной на холодильнике, — то источник интереса, смысла, удовлетворения будет вами открыт и присвоен, потому что ключи от этой волшебной двери, ведущей в сокровищницу вашего бессознательного, будут всегда в ваших руках.


Считается, что лучший способ для того, чтобы воспитать творчество в детях, — это самому быть творческой личностью. Родители, стремящиеся развивать в ребёнке творческие способности и продуктивность, должны дать место творчеству и в собственной жизни. Компетентный родитель — прежде всего компетентная личность, чьи восприятие новых идей и радость от собственных достижений дают ребёнку прямой и убедительный пример. Кроме того, семья может дать ребёнку психологическую защиту, укрепить самопонимание и самоприятие ребёнка, «танцующего под никому не слышную мелодию».



И если подытожить исследования психологов и опираться на собственный опыт и наблюдения, то получится, что на «засыпание» одарённости у взрослых людей влияет:

– жёсткое оценивание со стороны взрослых (включая «Ты этого не можешь», «тебе следует постараться», «Это никуда не годится» и т.д.);
– неприятие и выкорчёвывание одарённости со стороны общества в целом и школы, детских садиков в частности;
– сильные нарциссические нарушения, поддержанные в семье и усилившиеся в пубертате, и как следствие — развитие перфекционизма;
– сильная типологическая склонность к интроецированию и ретрофлексии поддержанная в семье, провоцирование на зависимость от оценки окружающих и как следствие — потеря права на позицию.



Как разбудить в себе спящего гения:

– возродить в себе право на позицию, на звучание в этом мире;
– понять, кто же вы и какой вы на самом деле;
– уменьшить влияние оценки со стороны на ваше настроение и способность творить;
– поверить, что всё возможно, и если вы захотите, то сможете почти всё;
– возродить детскую способность к спонтанности;
– давать место и время своему подлинному интересу к окружающему;
– избавиться от приоритетности мрачного прогнозирования результатов вашего творчества;
– развивать в себе радостную активность, присущую изначально только ребёнку;
– вспомнить, как получать удовольствие от процесса;
– верить в то, что вы уже хороши и уже талантливы.



Несколько лет назад один замечательный человек — профессор Арнольд Львович Готсдинер, наш преподаватель по психологии творчества, — прочитав мой реферат об одарённости моего ребёнка, посадив меня перед собой и внимательно глядя в глаза, сказал: «Вы меня не поняли, Ирина, услышьте меня, пожалуйста: это вы — талантливы! Запомните это».



Вы не поверите: я не запомнила! Я не смогла внять его призыву, не могла принять того факта, что я талантлива. Я забыла об этом на несколько лет. Но внутри меня началась какая-то пока незаметная мне самой работа, которая будила во мне моего внутреннего гения. И после были удивительные люди, которые позволили ему встать на ноги и обрести голос, который теперь звучит во мне всё более уверенно: «Ты талантлива, ты многое можешь, если захочешь и просто начнёшь это делать».



Я желаю каждому из вас, чтобы и в вашей жизни находились люди, которые взывали к вам: «Вы талантливы!», пусть даже одним из них буду я, которая говорит вам: «Послушайте меня, поверьте мне, вы — талантливы! Запомните это!»