Италия, 1961 год. Пока в Милане строят небоскребы, с вершин которых «видно всю страну», группа спелеологов находит пещеру в пасторальной Калабрии, где деревня собирается всем скопом смотреть вынесенный на улицу телевизор, где пастухи пасут свои стада и умеют изображать голоса домашних животных. Эта пещера (Бифурто) окажется глубиной в 687 метров и станет одной из самых глубоких в мире…
«Не пустошь -
Опрокинутый, могучий лес,
Ушедший кронами
Под землю глубоко», —
писал Селлинджер словно бы про этот разлом в земле. Если с обзорной площадки небоскреба видна вся Италия, то что можно увидеть с такой же высоты, но отрицательного значения? Может, человеческую жизнь?
В своем фильме (номинированном на главный приз венецианского фестиваля, и выигравшем второй главный приз) Фраммартино параллельно показывает быт, работу и смерть пастуха, и исследования спелеологов. Жизнь - это блуждание во тьме со множеством препятствий и ответвлений, которое всегда заканчивается тупиком. Будь то огромный зал со сталактитами, или подземное озеро, а может маленький родник в крошечном алькове.
Сегодня я хочу познакомить вас с лентой, в которой словно бы ничего не происходит. Медитативной, тягучей, статичной, клонящей в сон. Вот так вот безмолвно, без фанфар и спецэффектов начинается путь, уходящий вглубь и теряющийся во мраке. «Дыра» вынуждает вас притормозить, замедлить дыхание, всмотреться в каменные неказистые своды. Полтора часа медитации и тишины, которым всё меньше места в мире, где дома царапают небо.
«Не пустошь -
Опрокинутый, могучий лес,
Ушедший кронами
Под землю глубоко», —
писал Селлинджер словно бы про этот разлом в земле. Если с обзорной площадки небоскреба видна вся Италия, то что можно увидеть с такой же высоты, но отрицательного значения? Может, человеческую жизнь?
В своем фильме (номинированном на главный приз венецианского фестиваля, и выигравшем второй главный приз) Фраммартино параллельно показывает быт, работу и смерть пастуха, и исследования спелеологов. Жизнь - это блуждание во тьме со множеством препятствий и ответвлений, которое всегда заканчивается тупиком. Будь то огромный зал со сталактитами, или подземное озеро, а может маленький родник в крошечном алькове.
Сегодня я хочу познакомить вас с лентой, в которой словно бы ничего не происходит. Медитативной, тягучей, статичной, клонящей в сон. Вот так вот безмолвно, без фанфар и спецэффектов начинается путь, уходящий вглубь и теряющийся во мраке. «Дыра» вынуждает вас притормозить, замедлить дыхание, всмотреться в каменные неказистые своды. Полтора часа медитации и тишины, которым всё меньше места в мире, где дома царапают небо.